Preview

Юридический вестник Кубанского государственного университета

Расширенный поиск
№ 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ

7-17 598
Аннотация

В статье проводится историко-правовой анализ условий и причин появления Манифеста 17 октября 1905 г., рассматриваются не только сами конституционно-правовые нормы акта, но и Всеподданейший доклад статс-секретаря графа Витте, который, по сути, стал не просто сопроводительным документом к Манифесту, а концептуальным документом, определяющим идеи конституционного развития и направление, «по которому должно следовать Правительство в связи с соображениями о современном состоянии России». Главной задачей выступает выявление идейной теоретической основы Манифеста 17 октября 1905 г. и политической деятельности его автора С.Ю. Витте, что позволит определить значение данного акта конституционного развития Российского государства через формулирование заложенных в него конституционно-правовых принципов, определяющих направления государственной политики России.

В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты и сделаны следующие выводы.

Результатом исследования стало определение теоретической основы конституционно-правового развития российского государства в начале ХХ века и формулирование тех конституционно-правовых принципов, которые должны были определить основные направления государственной политики.

Идейной основой реформаторской деятельности С.Ю. Витте, который стал автором Манифеста 17 октября 1905 года, содержащим конституционно-правовые нормы, стал прагматизм, суть которого состояла в акценте на практическую полезность формулируемых норм, которые были ориентированы на социальные, экономические и политические потребности личности, общества и государства с целю обеспечения стабильного государственно-правового развития в условиях сохранения монархического режима при распространении капиталистических отношений, формировании рыночной экономики.

К основным конституционно-правовым принципам, которые отразились в докладе С.Ю. Витте и в подготовленном им Манифесте, можно отнести следующие: 

1. Единство системы публичной власти.
2. Приоритет прав и свобод гражданина.
3. Формальное равенство.
4. Народ как опора власти, в том числе власти Государя.
5. Неприкосновенность личности и политические права и свободы, в том числе избирательные.
6. Народный контроль над законностью деятельности власти через представительный орган – Государственную Думу.

Реальное воплощение указанных конституционных принципов, расширение границ представительной демократии с сохранением монархической формы правления создавали условия и возможность обеспечить плавный переход Российского государства на рельсы новой капиталистической экономики и баланс интересов различных социальных групп, но только в условиях совместных, последовательных, целенаправленных и решительных действий всех органов власти. Залогом сплоченности общества, по убеждению С.Ю. Витте, являлась единство и сплоченность органов публичной власти, опирающихся на интересы народа и учитывающих потребности общества, обеспечивающих безопасность государства. При этом отмечался такой важный фактор, как время, которое позволило бы сформировать новые привычки – гражданские навыки и построить новый правопорядок.

18-27 102
Аннотация

Целью статьи является анализ воззрений Л. Тихомирова на государство, прежде всего через призму категории «верховной власти», представленной антинародной самодержавной монархией, подлежащей революционному уничтожению и утверждению вместо него народоправления. Используется система принципов и методов, как общенаучных, так и специальных. В контексте персонализированного подхода, опираясь, прежде всего, на метод сравнения различных взглядов на проблему, определяем его позицию как государственника и противника анархизма.

В результате исследования выявлено специфическое понимание верховной власти, отражающей не классовые, а общесоциальные интересы, и народа в качестве единого целого относительно отмеченной власти и земли. Отсюда Л. Тихомировым делался вывод о быстром переходе к социалистической демократии, минуя промежуточный этап. Такие воззрения на государство являются призывом к дискуссии.

Вывод. Наряду с негативной оценкой функционирующей модели государства, он критиковал в целом теорию и практику буржуазного конституционализма. Хотя после убийства царя Александра II был краткий период, когда он выдвигал общедемократические требования – свободно избранное Учредительное собрание, политические свободы, амнистия. Однако идеалом было революционное социалистическое государство, приходящее на смену абсолютизму. В числе факторов быстрого падения самодержавия он называл отсутствие у него опоры в социуме (тезис схож с идей П. Ткачева о том, что самодержавие висит в воздухе). Концепция государства им представлена в общих чертах. Власть переходила к демократически избранному всеми слоями населения, социалистическому по составу Учредительному собранию. Оно обладало законодательной и исполнительной властью. Депутаты работали на основе императивного мандата. В общинном самоуправлении господствовал принцип прямого народного законодательства. Непосредственно лозунг республики не провозглашался. Ставилась задача строительства общенародного унитарного государства.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

28-36 266
Аннотация

Целью работы выступает анализ организационно-правовых аспектов деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на современном этапе.

Исходя из поставленной цели в задачи исследования входит не только анализ проблем реализации компетенции Минздрава России, но и анализ эффективности организационной структуры данного федерального органа исполнительной власти с учетом общих принципов эффективности и экономичности функционирования аппарата государственного органа.

Важно понимать, что современная система государственного управления в сфере охраны здоровья характеризуется тем, что функции по выработке государственной политики и правовому регулированию в указанной сфере не есть монополия Минздрава России и, потому, важно определить пределы и предметную область полномочий данного министерства в соотношении с иными федеральными органами исполнительной власти, наделенными властно-публичными управленческими полномочиями в сфере здравоохранения.

Основной вывод статьи состоит в том, что порядок формирования структуры Министерства здравоохранения РФ является следствием своеобразного двойного подчинения части современных федеральных органов исполнительной власти как Президенту РФ, так и Правительству РФ. Отсюда становится понятным продолжение, конкретизация данным министерством полномочий Президента РФ и Правительства России. Из 208 (по состоянию на 2022 год) полномочий Министерства здравоохранения РФ по принятию нормативно-правовых актов лишь некоторые не вытекают из полномочий Президента РФ, но практически все вытекают из полномочий Правительства РФ.

37-43 359
Аннотация

Целью настоящего исследования является сформировать отдельные направления совершенствования и развития содержания внутренней миграции населения как одного из многочисленных миграционных потоков, играющего значительную роль в достижения стратегических целей государственной миграционной политики Российской Федерации: социально-экономической, включая социально-демографическую; обеспечения национальной безопасности; пространственного развития территории Российской Федерации.

В результате исследования было выявлено, что современное состояние административноправового регулирования ВМ нуждается в дальнейшем развитии, обусловленном потребностями достижения целей государственной миграционной политики Российской Федерации.

Вывод: Содержание потока ВМ нуждается в расширении, включающем постоянно проживающих и пребывающих ИГ и ЛБГ, а также вынужденных мигрантов, подлежащих регистрации по месту жительства на территории РФ, предлагается с развитием информационных технологий и формирования цифрового профиля гражданина РФ и цифрового профиля мигранта ликвидировать миграционно-правовой режим регистрации граждан РФ по месту пребывания на территории РФ и формирования новых разрешительных миграционно-правовых режимов регистрации по месту жительства ИГ, ЛБГ и вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

44-49 136
Аннотация

Целью работы выступает освещение малоисследованных аспектов публично-правового регулирования порядка разрешения налоговых споров в Соединенных Штатах Америки в сравнении с системой разрешения аналогичных споров в Российской Федерации. Несмотря на определенные различия как в нормативном регулировании, так и в теоретических концепциях защиты интересов государства и налогоплательщиков, для российской науки административного процесса и науки финансового права имеется весьма позитивный опыт разрешения налоговых споров в США, позволяющий при должном использовании рациональных элементов разгрузить судебную систему Российской Федерации в части разрешения налоговых дел.

Задачи работы включают в себя следующие исследовательские направления: анализ современного состояния доктрины, законодательства и практики разрешения налоговых споров в США с учетом новейших статистических данных; сопоставление опыта разрешения налоговых споров в США с отечественным опытом; выработка предложений по организации квазисудебной системы разрешения налоговых споров в России.

Предпринимается попытка воспринять опыт квазисудебных процедур для целей быстрого и эффективного разрешения небольших с точки зрения сумм налоговых споров. Учитываются особенности судебного и внесудебного порядка обеих стран для понимания потенциальной эффективности предлагаемых к заимствованию практик.

Принципиальным выводом данного исследования является мысль о том, что ответственность государства перед налогоплательщиками за вред, причиненный незаконными и необоснованными действиями или бездействиями налоговых органов должен восприниматься не в частно-правовой, а в публично-правовой парадигме, несмотря на то, что в России данные нормы выступают частью гражданского законодательства. Кроме того, с целью быстрого и без ущерба для качества разрешения относительно небольших по суммам налоговых споров возможно восприятие опыта квазисудебной организации разрешения подобных дел в США.

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ

50-58 221
Аннотация

Цель исследования заключается в изучении проблемных аспектов регистрации таких нетрадиционных обозначений, как цветовые товарные знаки. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между регистрирующим органом и предпринимателем относительно предоставления правовой охраны обозначениям, включающим цвет или цветовые сочетания, а также обозначениям, собственно состоящим из одного или нескольких цветов. Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства и сложившаяся правоприменительная практика. Для достижения поставленной цели были подняты вопросы понимания традиционных «цветных» и нетрадиционных, в частности, «цветовых товарных знаков», условий их охраноспособности, потенциальной возможности регистрации, а также изучена сложившаяся практика применения обозначенных норм.

В результате исследования отмечены положительные и отрицательные моменты правовой охраны цветных и цветовых товарных знаков. Выявлены определенные сложности правоприменительной практики при реализации норм о регистрации нетрадиционных товарных знаков. Внесены предложения по совершенствованию норм о предоставлении правовой охраны цветовым товарным знакам на основании передового опыта зарубежного законодательства и правоприменительной практики.

Сделан вывод о принципиальной необходимости экспертизы цветового товарного знака по критерию «заурядности» для конкретного сегмента рынка для обеспечения баланса интересов предпринимателей.

При написании статьи были использованы общенаучный (диалектический) метод познания, методы и приемы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), а также специальные методы познания (в том числе формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, системный, эмпирический и др.).

59-67 194
Аннотация

Конкуренция – движущий механизм современности. В условиях глобальной цифровизации конкуренция отождествляет появление новых «информационных продуктов» за счет спроса. Спрос в конкурентной среде рождает новые предложения. В современном мире оценка спроса строится на таких показателях, как количество поисковых запросов в системах Google и Яндекс, связанных с цифровыми сервисами, и активность жителей городов в социальных сетях. Появление новых цифровых гигантов отождествляет появление новых законов, регулирующих цифровые права и поведение конкурирующих субъектов на цифровых платформах. Антиконкурентные действия со стороны субъектов цифрового рынка влекут нарушение прав и законных интересов как потребителей, так и самих цифровых хозяйствующих субъектов. В данной статье проведен анализ антиконкурентных действий на цифровых платформах и выявлены пути развития нового законодательства, направленного на защиту конкуренции.

Основополагающей целью настоящего исследования является изучение и анализ антиконкурентных действий на цифровых платформах, выявление путей развития антимонопольного законодательства Российской Федерации, направленного на защиту конкуренции на цифровых платформах в условиях глобального развития цифровой экономики.

Для достижения указанной цели в качестве задач видится необходимым рассмотреть отечественное и зарубежное законодательство о защите конкуренции, положения доктрины, проанализировать судебную практику по выявлению антиконкурентных действий на цифровых платформах в Российской Федерации и ряде зарубежных стран: Германии, Японии, Китая определить понятие и значение цифровой платформы.

Для решения поставленных задач в статье использован ряд методов исследования: логический (описание, доказывание, классификация), системно-структурный анализ, сравнительный, статистический, который помогает отделить необходимое от случайного и выявить закономерность процессов, социологический метод – основан на мнениях и оценках экспертов, формально-юридический.

В результате исследования было выявлено, что в Российской Федерации законодательство о защите конкуренции применительно к цифровой деятельности нуждается в нововведениях.

Нормативные акты, регулирующие защиту конкуренции, необходимо детализировать в части введения терминов «цифровая платформа», «цифровой рынок», а также добавить нормы, регулирующие критерии антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов на цифровых платформах и их виды.

Вывод. Антимонопольное законодательство не ограничивает конкурирующих субъектов в своих действиях, а лишь способствует благоприятному развитию конкурентной сферы.

68-76 149
Аннотация

Цель: на основе конституционно-правовой теории социального государства, а также сложившихся учений социальной направленности в цивилистике обосновать концепцию социализации права, доказав ее практичность, то есть реализуемость в текущей судебно-арбитражной практике.

Задачи: определить конституционные основы социальной государственности и актуальность их дальнейшей разработки, выделить направления цивилистических исследований в области социальной направленности гражданско-правового регулирования, обосновать концепцию социализации права, проанализировать эффективность реализации концепции в судебно-арбитражной практике.

Методы: общенаучные – диалектический, анализ, синтез, исторический, формально-логический, индуктивный и дедуктивный; конкретно-научные в сфере правоведения – формально-догматический, сравнительно-правовой, историко-правовой.

Результаты: выделены направления дальнейшего развития конституционных основ социальной государственности, определены основные направления социальной направленности гражданско-правового регулирования, дано понятие социализации права как тенденции его развития, показана практическая реализация выделенной тенденции в судебно-арбитражной практике.

Выводы: под социализацией права предложено понимать процесс обогащения его норм социально значимым содержанием и создания эффективного механизма его воздействия на регулируемые общественные отношения с целью создания для участников комфортных условий гражданского быта. Практичность аргументированной теории доказывается конкретными примерами из судебно-арбитражной практики.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

77-86 211
Аннотация

Становление института частного обвинения связывают с одним из старейших правовых институтов в уголовном процессе. Обосновывается это сложившимся порядком решения «уголовных споров» из истории. Большинство народов прошли путь от эпохи частной расправы с нарушителями уголовного права, до постепенной его замены государственным судом. В подтверждение сказанного в статье приведены сравнительные закономерности развития указанного института в России, Таджикистане и в ряде европейских государств. Авторами указывается актуальность функционирования института частного обвинения, как наиболее важного инструмента по реализации диспозитивных начал и соблюдения демократических ценностей в правовом государстве.

87-94 140
Аннотация

Целью исследования является анализ проблематики систематизации нормативных предписаний особенной части уголовного права, которая имеет глубокую предопределенность основными направлениями уголовной политики страны, и согласно логике обратной связи может влиять на содержание реализуемого уголовно-политического курса. Взаимосвязь процесса дифференциации уголовной ответственности, как ключевого направления уголовной политики, и внешней формы структурирования особенной части уголовного права предполагает решение следующих задач: а) создание в пределах глав особенной части УК РФ двух отделений – об ответственности за преступления и об ответственности за проступки – в целях дифференциации публичных правонарушений; б) размещение квалифицирующих признаков, общих для некоторой группы преступлений, в отдельной статье в начале главы особенной части в целях обеспечения системности дифференциации уголовной ответственности.

95-104 153
Аннотация

Конституционное положение об обеспечении получения каждым квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве сопровождается установлением совокупности нормативных правил и требований, в числе которых правила вступления адвоката в статусе защитника, представителя доверителя. Эти правила постоянно находятся в сфере пристального внимания ученых. Его причина в постоянной изменчивости не столько федерального законодательства, сколько правоприменительной практики, свидетельствующей о многих случаях как неверного истолкования, так и намеренного искажения правовых предписаний, в равной степени порождающих ошибочное правоприменение, незаконные действия в отношении адвокатов со стороны следственных и судебных органов. Эти случаи выступают тревожным сигналом общей ситуации в уголовном судопроизводстве и служат препятствием в обеспечении получения квалицированной юридической помощи его участникам. Постановка вопроса о возможностях реализации субсидиарной или двойной защиты обусловлена остротой возникающих процессуальных проблем, требующих незамедлительного формирования комплекса предложений по их разрешению.

Цель данной работы – обозначить некоторые, наиболее интересные и актуальные, как представляется, стороны процессуального механизма участия нескольких защитников.

Достижение данной цели обусловило постановку и решение следующих задач: подбор и анализ научных источников по вопросам определения, видов и последствий нарушений процессуальных прав адвокатов на участие в уголовном судопроизводстве; поиск и обобщение судебной и иной правоприменительной практики по тем же вопросам; анализ складывающихся в практической сфере ситуаций и выделение наиболее существенных пробелов в уголовнопроцессуальном и ином законодательстве; выработка авторского подхода и конкретных предложений по решению проблем связанных с обеспечением эффективного участия адвоката в уголовном судопроизводстве.

Основные методы проведенного исследования: различные виды анализа (системный, семантический, функциональный и т.д.), синтез, обобщение, моделирование, формально-юридический, сравнительно-правовой. В проведенном исследовании приняли участие адвокаты, работники следственных органов и прокуратуры.

Результатами исследования стали авторские предложения, направленные на совершенствование правоприменения и методические рекомендации по истолкованию существующих положений федерального законодательства о решении неоднозначных ситуаций, связанных с участием двух и более адвокатов (по соглашению и по назначению), а также при наличии субсидиарного защитника в соответствии с назначением уголовного судопроизводства.

105-112 194
Аннотация

Авторами работы проводится анализ вопросов изъятия уголовно-процессуальных доказательств в цифровую эпоху. Основной целью настоящего исследования является акцентирование внимания на проблемные вопросы заявленной темы с учетом сложившейся научной доктрины. В рамках указанной цели решались следующие задачи: осуществлен анализ и обобщение научного материала по проблематике, которая касается понимания изъятия доказательств в уголовном процессе, в том числе электронных носителей информации в уголовном процессе; критически изучены положения действующего уголовно-процессуального законодательства РФ, имеющие значение к теме исследования; выработаны предложения по решению установленных проблем, связанные с изъятием электронных доказательств.

Проведенное исследование позволило авторам констатировать необходимость решения проблемы научно-обоснованного понимания изъятия доказательств в уголовном процессе; проблемы законодательного определения электронных носителей информации; отмечается значимость надлежащего регулирования процессуального порядка изъятия доказательств; критически оцениваются существующие в науке точки зрения относительно процессуальных действий, связанных с изъятием электронных носителей информации и копирования с них информации.

Методы: диалектический, формально-логический, юридико-догматический, толкования правовых норм, описательный, дедукция, обобщение.

Результаты:

1) констатируется, что под изъятием доказательств в уголовном процессе необходимо понимать предусмотренное УПК РФ и обеспеченное уголовно-процессуальным принуждением действие, осуществляемое государственно-властными участниками доказательственной деятельности, путем отобрания (конфискации) значимых для установления обстоятельств совершенного преступления сведений и их источников, вопреки воле и желанию других субъектов;

2) отмечается, что в уголовно-процессуальной науке в настоящее время отсутствует комплексный и единый поход к пониманию правовой природы электронных носителей доказательств, вопросов, касающихся изъятия, копирования и использования;

3) утверждается, что существует острая необходимость в оперативном и качественном формировании единого доктринального подхода к электронным доказательствам в уголовном процессуальном праве, в том числе, к вопросам их изъятия;

4) установлено, что множество норм уголовно-процессуального законодательства принято до появления новых информационных технологий, поэтому требуется системное совершенствование УПК РФ с учетом внедренных современных цифровых технологий, в том числе, в области использования электронных средств носителей информации;

5) констатируется, что динамика развития уголовно-процессуального законодательства должна быть востребована качественным образом в ходе правоприменительной деятельности при изъятии электронных носителей информации и копирования с них информации.

113-122 226
Аннотация

Неэффективная деятельность правоохранительных органов и судебной системы по нейтрализации отдельных криминальных явлений, снижает веру населения в способность государства противодействовать преступности, генерируя неофициальные социальные механизмы устраняющие правонарушения. Один из таких общественных институтов называется вигилантизм. Поэтому целью настоящей статьи будет изучение допустимости использования наиболее известных и эффектных форм вигилантного поведения в системе профилактики преступлений в России.

Для решения поставленной цели в качестве задач представляется верным дать определение гражданского вигилантизма, изучить как он проявляется в объективной действительности, проанализировать возможность использования внесудебных репрессий в социальной действительности.

Цели и задачи исследования определили методологию, основанную на философско-гносеологическом аспекте, который конкретизировал методы – контент анализ, анкетирование, качественная и количественная оценка полученных результатов.

В результате было установлено, что институт гражданского вигилантизма в России представлен различными организациями, и действующими, остаются только те, которые считаются полезными для государственной антикриминальной политики, не зависимо от социальной вредности или опасности поведения ее участников. Гражданский вигилантизма имеет форму внесудебного принуждения и репрессии, однако такая форма поведения импонирует большинству молодежи по причине простоты, театральности, ритуальности, мнимой эффективности. Использование институтов гражданского вигилантизма принесет больше пользы чем вреда государственной профилактической системе при условии, что будет использоваться в качестве вспомогательного инструмента на основе принципов добровольности, контролируемой автономности, разумной трансформации.

123-131 119
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы оказания квалифицированной юридической помощи доверителям при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Невозможность обеспечения легального участия адвоката в проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий обуславливает применение самозащиты и последующее обращения к адвокату за содействием в защите нарушенных прав доверителя. В числе основных способов содействия адвоката в защите прав при проведении оперативно-розыскных мероприятий предусматриваются обжалование и истребование.

Цель настоящего исследования – обоснование необходимости дальнейшего совершенствования порядка оказания квалифицированной юридической помощи доверителям при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Задачи исследования: проведение комплексного исследования нормативного правового регулирования и складывающейся практики оказания адвокатом квалифицированной юридической помощи в ходе оперативно-розыскной деятельности путем не только личного участия в гласных оперативно-розыскных мероприятиях, но и использования механизмов обжалования и истребования сведений в интересах доверителя.

Результатами исследования стала совокупность новых теоретических положений, расширяющих научные представления об оказании квалифицированной юридической помощи доверителям за счет участия адвоката в гласных оперативно-розыскных мероприятий. Также выдвигается и обосновывается мнение о том, что совершенствование порядка оказания квалифицированной юридической помощи доверителям при проведении негласных оперативнорозыскных мероприятий, где легальное участие адвоката объективно невозможно, должно осуществляться с использованием механизмов обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, а также истребования сведений в интересах доверителя.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-5836 (Print)
ISSN 2782-5841 (Online)