В журнале «Юридический вестник Кубанского государственного университета» публикуются новые оригинальные результаты научных и прикладных исследований в различных областях юридической науки. Издаваемый журнал служит целям развития юридической науки в Российской Федерации, решению актуальных научных проблем, взаимодействию ученых России и других странах мира.
Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук по научным специальностям и соответствующим им отраслям науки, по которым присуждаются ученые степени:
- 5.1.1. – Теоретико-исторические правовые науки (юридические науки);
- 5.1.2. – Публично-правовые (государственно-правовые) науки (юридические науки);
- 5.1.3. – Частно-правовые (цивилистические) науки (юридические науки);
- 5.1.4. – Уголовно-правовые науки (юридические науки);
Журнал включён в перечень Российского индекса научного цитирования.
ISSN 2078-5836.
ISSN: 2782-5841 (Online)
Свидетельство о регистрации журнала ПИ №ФС77-49493 от 20 апреля 2012 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Периодичность издания журнала — 4 номера в год.
Территория распространения — Российская Федерация, страны СНГ, зарубежные страны.
Подписку на журнал можно оформить в любом отделении Почты России (Объединенный каталог "Пресса России", подписной индекс 38774).
Текущий выпуск
ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Цель работы состоит в выявлении значения теоретико-философских начал права для практической деятельности профессионального юриста.
Задачей автора является актуализация философского и социогуманитарного знания для формирования профессиональных компетенций в рамках интегративной доктрины правопонимания, кладущей в основу юридических мировоззрения концепцию естественных прав. Для достижения поставленных целей автор применяет частнонаучные методы: исторический культурологический, социологический, аксиологический, а также специальный метод юридической герменевтики, выявляющей дискурс правовой реальности в целом.
Результаты: Анализ причинно-следственных связей социально-правовой реальности требует интегративного усилия юриспруденции, философии, социологии, психологии и других социогуманитарных дисциплин. Теория права, социология права, философия права как научные области и учебные дисциплины лежат в основе познания сущности правовой реальности. Онтология права, изучающая фундаментальные принципы бытия права, и правовая аксиология, связанная с ценностным наполнением права, по мере усложнения права и социальной жизни в целом перестают быть достоянием лишь узкого круга специалистов, обсуждающих проблемы социальной философии, связанные с существованием права в прошлом и в современном обществе.
Выводы: В условиях непрестанно усложняющейся политико-правовой реальности практическое решение задач в области юриспруденции законодателем и правоприменителем требует знания правоведом философских основ правобытия человека, общества и государства. Это наделяет научное социогуманитарное знание новым актуальным звучанием. Философский дискурс права и теоретико-мировоззренческие постулаты социогуманитарных наук, обеспечивающие диалектическое единство правовых целей и правовых средств их достижения, должны составлять фундамент не только юридического знания, но и основу практической деятельности профессионального юриста.
Актуальность настоящего исследования обусловлена современными тенденциями сохранения самобытности и преемственности в развитии правовых институтов и правового регулирования в целом. Развитие градостроительного законодательства, с одной стороны идет по пути следования современным, инновационным потребностям и институтам общественного развития, однако, с другой стороны необходимо учитывать сложившиеся в правовом регулировании традиции и основополагающие принципы, позволяющие обеспечивать эффективность правового регулирования и формирование устойчивой правовой культуры, основанной на здоровом, свободном от деформаций правосознании населения.
Правовой идеализм и правовой нигилизм как формы деформации правового сознания на протяжении истории развития градостроительного законодательства сопровождали становление его правовых институтов. Исследование градостроительного законодательства эпохи Петра I наглядно иллюстрирует связь законодательного идеализма с правовым нигилизмом населения. Современный законодатель на пути законодательного реформирования также зачастую использует крайние формы законодательной активности при правовой институализации таких форм и явлений, которые еще не сложились как общественные институты. Таким образом, изучение исторического опыта и результатов законодательного регулирования градостроительной деятельности под влиянием правового идеализма и в условиях правового нигилизма позволит понять социально-юридические факторы, обуславливающие формирование и становление отдельных правовых институтов, а также оценить риски и перспективы эффективности правового регулирования указанной отрасли в целом.
Статья рассматривает вопросы правового воздействия на личность и социальную жизнь в условиях политико-правовой транзитивности. Авторы предлагают подход, основанный на разработке и использовании конкретных, обоснованных и количественно измеримых показателей для оценки эффективности правового воздействия в практической юридической деятельности.
Классификация получаемых результатов правового воздействия на личность по разным основаниям является одним из элементов дифференцированного и результативного подхода. Также в статье рассматривается вопрос о разграничении желательных и нежелательных результатов правового воздействия на личность с помощью обоснованных критериев.
Авторы подчеркивают важность перевода абстрактных юридических норм в конкретное поведение личности для эффективного правового воздействия. Социальное правосознание, выражающее социально-правовую природу общественного бытия, является ключевым элементом в этом процессе.
В статье также обсуждаются механизмы правового воздействия на личность, включая нормативные акты, исполнительную власть, судебную власть, массовые коммуникации и т.д. Авторы подчеркивают необходимость комплексного подхода к правовому воздействию, который бы учитывал многие факторы, такие как социально-экономический контекст, политические процессы и культурные особенности.
В итоге статья предлагает комплексный подход к правовому воздействию на личность и социальную жизнь, который включает разработку конкретных показателей, классификацию результатов и разграничение желательных и нежелательных результатов, а также учитывает социально-правовую природу общественного бытия и механизмы правового воздействия.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
В качестве цели настоящего исследования выступает изучение юридической природы обязательного страхования, выявление соотношения публично-правовых и цивилистических аспектов. Анализ позволяет раскрыть институт обязательного страхования, правовое регулирование которого включает нормы публично-правового и частноправового характера.
Автором подробно исследуется и анализируется ряд нормативно-правовых актов, содержащих статьи, непосредственно направленные на закрепление норм публичного права в сфере обязательного страхования. Помимо этого, показан и аргументирован цивилистический аспект обязательного страхования, хотя и не столь значительный. Подробно раскрывается цель установления обязательного страхования, какие отношения возникают при обязательном страховании, какими нормами права они регулируются.
Новизна представленного научного исследования определяется тем, что была аргументирована особенность юридической природы обязательного страхования, включающая публично-правовые и цивилистические аспекты. Именно в обязательном страховании превалируют публично-правовые отношения, где цель регулирования носит больше публичный характер, поскольку обеспечение социальных интересов населения страны является первостепенной задачей публичного управления в целом, включая обязательное страхование. Для устранения выявленных противоречий в регулировании обязательного страхования, предложено закрепление в Законе об организации страхового дела в Российской Федерации отдельной главы, непосредственно посвященной обязательному страхованию, содержащий в себе основные термины и положения. Необходимо исключить из Закона № 4015-1 нормы, непосредственно регулирующие договорные условия в сфере обязательного страхования, и поместить их в главу 48 ГК РФ и в специальные законы, посвященные регулированию отдельных видов обязательного страхования.
Целью работы выступает анализ проблематики публично-правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья населения.
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит анализ проблем, связанных с определением публично-правового статуса как организационных структур муниципалитетов, реализующих полномочия в сфере охраны здоровья, так и тех немногих медицинских организаций, которые еще иногда встречаются в отдельных субъектах Российской Федерации.
Важность обсуждения вопроса о публично-правовом регулировании муниципальной медицины обусловлена тем, что законодательство об охране здоровья в отношении бывших муниципальных медицинских организаций, применяется с учетом того, что все они с 2011 года переданы в подчинение субъектам Российской Федерации.
Принципиальный вывод статьи состоит в том, что муниципалитеты должны иметь возможность создавать и финансировать медицинские организации, если это позволяет бюджет муниципального образования. Соответственно, стоит задача скорректировать законодательство, определяющее компетенцию муниципалитетов в сфере охраны здоровья.
Целью настоящего исследования является обоснование концепции широкого подхода к определению понятия «незаконный мигрант», что является необходимым условием достижения целей государственной миграционной политики Российской Федерации, определении круга таких субъектов миграционно-правовых отношений.
В результате исследования было выявлено, что традиционно в современной научной парадигме сформировался подход, в соответствии с которым незаконным мигрантом выступает иностранный гражданин или лицо без гражданства, что является необоснованным, во-первых, с точки зрения концепции государственной миграционной политики России, во-вторых, с позицией, сформированной в советский период стереотипов противодействия незаконного пребывания на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства. Это обстоятельство свидетельствует о непонимании в настоящее время идей необходимости системного подхода к решению проблем миграции в Российской Федерации.
Вывод: в ходе проведенного исследования автором сформулировано авторское видение не только понятия «незаконный мигрант», но и предложена система видов таких субъектов миграционно-правовых отношений, требующих в перспективе формирования их специального административно-правового статуса.
Целью работы выступает освещение вопроса о структуре и содержании муниципальных правоотношений. Нельзя сказать, что это абсолютно новое направление исследований, но практика применения норм муниципального права заставляет дать им должную теоретическую и практическую оценку. Сделана попытка на данном примере осветить более общую проблему системного взаимодействия в рамках публичных правоотношений в целом.
Задачи работы включают в себя иллюстрацию и анализ теоретических, исследований, а также практики применения норм муниципального права в новой парадигме публичной власти.
Различные типы прав и обязанностей, свойственные субъектам муниципальных правоотношений заставляют вновь задуматься о предмете муниципального права.
Доказывается мысль о том, что конституционная реформа 2020 года создала новую систему публичной власти, что в свою очередь заставляет уйти от мысли об исключительном, абсолютно специфичном характере муниципальных правоотношений. Предполагается, что есть все основания рассматривать их исключительно как разновидность публичных правоотношений. В то же время остается открытым вопрос о том, должен ли присутствовать в муниципальных правоотношениях обязательный субъект, наделенный публично-властными полномочиями.
В настоящее время в Российской Федерации активно создаются территории с особым публично-правовым статусом. Тенденция к их учреждению и развитию постепенно увеличивает свою динамику, начиная с начала 1990-х годов. Это обусловлено многообразием задач, стоящих перед государством. На протяжение последних трех десятков лет на законодательном уровне апробируются различные виды и формы территорий с особенностями или преференциями, в результате чего одни уходят в небытие, а другие – получают свое повсеместное распространение. При этом имеющееся в России видовое многообразие территорий с особым статусом еще достаточно сильно отстает в своем развитии от зарубежных стран, среди которых есть те, что восприняли и развивают подобные территории уже не первое столетие. Таким образом, существует объективная необходимость в проведении научного исследования видов территорий с особым публично-правовым статусом в Российской Федерации и критериев их классификации.
Цель исследования – определение оснований для классификации территорий с особым публично-правовым статусом, синопсис зарубежного опыта их создания, установление особенностей правового обеспечения функционирования исследуемых территорий.
В статье исследуется вопрос о гармонизации правил международных правовых доктрин в сфере выявления необоснованной налоговой выгоды с внутренним национальным законодательством Российской Федерации. Отмечается, что российский правопорядок использует в практике налоговых правоотношений, положения и рекомендации практически всех международных доктрин: сделка по шагам (step transaction doctrine), преобладание существа над формой (equity above the form), деловая цель (business purpose), реальности затрат, «одна рука», «срывания корпоративной вуали», фактическое место деятельности. Основное внимание уделяется первым трем, так как все остальные в той или иной степени включаются в их содержание. Обосновывается необходимость постоянного взаимодействия на международных площадках Российской Федерации с другими государствами в сфере выявления необоснованной налоговой выгоды, так как данная проблема носит не только внутренний национальный характер отдельного государства, а в XXI веке приобрела транснациональный международный смысл.
Целью статьи является анализ особенностей имплементации положений международных доктрин в сфере выявления необоснованной налоговой выгоды, в национальное законодательство. В статье также подчеркивается актуальность затронутой проблемы, так как ее исследование способствует совершенствованию внутренних правовых процедур по выявлению злонамеренных схем получения необоснованной налоговой выгоды плательщиком и дает возможность наработать свой национальный опыт в области противодействия налоговым злоупотреблениям.
В результате исследования отмечается, что основными формами сотрудничества российского и международного правопорядков в сфере выявления необоснованной налоговой выгоды является гармонизация общих антиуклонительных правил (General Anti-Avoidance Rules, GAAR), которые включают в себя рекомендации по борьбе с неуплатой налогов и доктрины, определяющие критерии выявления в действиях плательщика налоговых злоупотреблений с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Будучи восприняты российским правопорядком положения международных доктрин практически в целом и неизменном виде приобрели форму правовых позиций, закрепленных в судебных актах, федеральных законах и ведомственных нормативных актах.
Вывод. Критериями определения необоснованной налоговой выгоды в российском законодательстве исходя из сути и смысла международных доктрин (сделка по шагам, преобладание существа над формой, деловая цель) являются следующие: 1) сделка должна обладать экономической сущностью, независимой и отличной от цели снижения налогов; 2) необходимо установить истинный смысл операции, изучив всю цепочку сделок участников, поскольку оценка такой сделки самой по себе, в отдельности не позволяет с достоверностью установить, на достижением каких целей она была направлена; 3) при оценке налоговых последствий сделки, основным фактом, который учитывает суд (или налоговый орган) являются фактически сложившиеся отношения между плательщиками (сторонами сделки), а не внешняя форма, которая была умышленна придана такой сделке.
В статье исследуется в историческом и современном аспектах институт референдума в отечественном конституционном праве, с изложением авторского подхода к предмету референдума.
Целью проводимого исследования является изучение эволюции становления и применения формы народной демократии – референдума в отечественном конституционном праве.
Задачи исследования: провести анализ истории становления и развития института референдума в России, рассмотреть мировую и отечественную практику использования института референдума для решения важных государственных и общественно значимых вопросов в управлении государством, внести предложения по совершенствованию федерального законодательства страны в указанной области.
Современные общественные отношения, в которых задействованы системы искусственного интеллекта, имеют, начавшуюся формироваться правовую основу. В настоящее время документы, регулирующие отношения в сфере разработки и применения систем искусственного интеллекта устанавливают задачи по созданию условий для развития основ правового режима этих общественных отношений и определением правовых барьеров, препятствующих этому процессу.
Обеспечительные меры развития правовых отношений в сфере систем искусственного интеллекта ставят перед наукой вопросы о будущем процесса отправления правосудия в ситуации его автоматизации. В том числе и о его полной автоматизации – замены судьи системой сильного (или универсального) искусственного интеллекта, сравниваемого с человеческим интеллектом. То есть способного проанализировать фактические обстоятельства дела, дать им правовую оценку и вынести соответствующее (адекватное) решение.
Авторами на основе существующих подходов отечественных и зарубежных ученых, учитывая, разработанные международными межправительственными организациями концептуальные идеи (принципы) для обеспечения безопасного развития и использования искусственного интеллекта, анализируются возможность, необходимость и пределы внедрения технологий искусственного интеллекта в систему отправления российского правосудия, устанавливаются ключевые факторы, препятствующие этому процессу, в зависимости от глубины внедрения прогнозируются его основные риски.
Цель исследования заключается в выявлении способности принципов правосудия влиять на ограничение деятельности систем искусственного интеллекта в контексте социального предназначения правосудия.
Постановка названной цели определила решение следующих задач:
- установить влияние социальной среды, следовательно, и социальной обусловленности внедрения систем искусственного интеллекта в сферу правосудия;
- учитывая мировой опыт провести анализ, существующих в современной науке подходов к внедрению систем искусственного интеллекта в сферу правосудия;
- изучить международные документы, устанавливающие основные принципы допустимости, пределы и безопасность использования систем искусственного интеллекта;
- рассмотреть деятельность систем искусственного интеллекта на предмет способности этой деятельности соответствовать содержанию принципов правосудия и возможных угроз в случае легитимации этой деятельности.
При выполнении работы были задействованы общие, общенаучные, частно-научные и специальные методы исследования.
Проведенное исследование позволило прийти к следующему основному результату:
внедрение технологий искусственного интеллекта в судебную систему государств, в том числе и в судебную систему России, свидетельствует о способности уже действующих в государстве процессуальных норм осуществлять регулятивное правовое воздействие на осуществление (отправление) правосудия при помощи технологий искусственного интеллекта и выступать одновременно правовым барьером, не допускающим отправление правосудия системой искусственного интеллекта.
Сформулированные выводы ориентированы на дальнейшую разработку предложений теоретического характера.
ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ
Процесс реформирования современного российского процессуального законодательства связан, в том числе, с идеями унификации норм административного, арбитражного и гражданского судопроизводств. На законодательном уровне ощутимый результат этих реформ, в виде принятия единого процессуального закона, достигнут не был. Несмотря на отсутствие принципиальных различий в порядке рассмотрения арбитражными судами и судами общей юрисдикции гражданских и административных дел, многие нормы действующих процессуальных кодексов, регулирующие аналогичные институты, носят отличительный характер. Весте с тем положения указанных нормативных актов позволяют судам при отсутствии необходимой процессуальной нормы применять норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона). Анализ разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по вопросам процессуального права показал, что на возможность применения аналогии закона высшая судебная инстанция указывает достаточно часто.
Цели настоящей статьи: определить в каких случая арбитражные суды и суды общей юрисдикции применяют нормы процессуального права по аналогии; положения каких нормативных актов являются источниками аналогии закона; выяснить, может ли аналогия закона быть использована как способ унификации процессуального законодательства при отсутствии соответствующих положений на законодательном уровне.
Результаты исследования показали, что применение судами аналогии закона осуществляется, как правило, на основании прямого указания о такой возможности в актах официального толкования. Использование аналогии процессуального закона в подавляющим большинстве случаев связано с взаимным использованием норм законодательства об административном, арбитражном и гражданском судопроизводствах. Применение закона по аналогии может быть использовано в качестве способа унификации действующего процессуального законодательства Российской Федерации в условиях отсутствия единого процессуального закона.
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
Целью работы выступает анализ теоретических и практических вопросов, связанных с разграничением различных форм хищения, а именно кражи и мошенничества, когда они были совершены в отношении такого специфического предмета, как денежные средства с банковского счета и электронные денежные средства.
Задача работы состоит в исследовании теоретических и практических аспектов квалификации хищений денежных средств, находящихся на банковском счете, и электронных денежных средства, включая анализ новейших рекомендаций Верховного Суда РФ, изложенных в обновленных редакциях постановлений Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» и «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».
Методология исследования характеризуется использованием диалектического метода, а также современных общенаучных, частнонаучных и специальных методов: системно-структурного, нормативно-логического, сравнительного и др.
В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости корректировки уголовного закона в целях более чёткого разграничения кражи и мошенничества, когда они были совершены в отношении денежных средств с банковского счета и электронных денежных средств, и как следствие – правильной квалификации содеянного.
Целью работы является обоснование основных методологических подходов к пониманию содержания, смысла и назначения традиционных российских-духовных нравственностей, позволяющего адаптировать официально утвержденную аксиологическую систему к потребностям правового регулирования и правового анализа.
Методы исследования: аналитический и формально-логический, примененные в русле концептуальных требований конституционной аксиологии, историко-культурных и кросскультурных исследований.
Результаты исследования: обоснована недопустимость признания нормативной фиксации традиционных ценностей проявлением утверждения официальной идеологии; доказана целесообразность правовых исследований традиционных ценностей исключительно в рамках концепта безопасности и ее обеспечения; аргументирован недопустимый характер противопоставления российских ценностей ценностям западной цивилизации, а традиционных ценностей – ценностям либерализма; установлен консервативный характер содержания традиционных российских ценностей; подтверждена возможность расширения номенклатуры традиционных ценностей с ограничениями, заданными их функциональным назначением.
Выводы: только верное определение методологических основ понимания и исследования традиционных ценностей позволит конвертировать их в ресурс развития и безопасности, избегая при этом недопустимого нарушения конституционных запретов на установление официальной идеологии и поддержку экстремизма.
Проблема смертности от отравления суррогатным алкоголем за последние годы приобрела огромные масштабы. Законодательная инициатива установления уголовной ответственности за незаконный оборот метилового спирта (метанола), метанолсодержащих жидкостей под видом алкогольной продукции была поддержана Верховным Судом России и в мае 2023 г. введена ст. 2342 УК РФ.
Цель исследования – спрогнозировать перспективы реализации ст. 2342 УК РФ на практике.
В работе использованы общенаучные и частно-научные методы исследования. На основе анализа реализации смежных уголовно-правовых деликтов определены правила конкуренции со ст. 2342 УК РФ. Посредством метода моделирования стало возможным определить «узкие» места в установлении субъективных и объективных признаков рассматриваемого состава преступления. Метод правового прогнозирования позволил сформулировать научно обоснованные перспективы реализации новеллы.
В результате выявлены технико-юридические погрешности новеллы, такие как излишнее указание на «незаконность» применительно к использованию метанола в пищевой продукции; умышленной реализации метанола в качестве алкогольной продукции и причинении тяжкого вреда здоровью или смерти потерпевшего по неосторожности. Определены субъективные и объективные признаки данного состава преступления. Высказано предположение, что ст. 2342 УК РФ будет неким «пугающим» уголовно-правовым механизмом без возможности ее реализации на практике в силу отсутствия контрольно-надзорных мероприятий при производстве метанола и особенностей конструирования субъективной стороны – умысел на сбыт алкогольной продукции, содержащей метанол.
ISSN 2782-5841 (Online)