Preview

Юридический вестник Кубанского государственного университета

Расширенный поиск
№ 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

2-7 656
Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ идей представителя английского юридического позитивизма Джона Остина и концепций американского правового реализма, который необходим для оценки новых теоретико-правовых теорий и разработок и лежит в основе данного исследования, сопоставляющего прогрессивные идеи Остина с реалистическими идеями ХХ века. Главной задачей выступает рассмотрение в статье наиболее важных моментов сходства и различия между правовым реализмом и философией позитивного права Джона Остина с целью выявления их единства. Это исследование также помогает установить, повлияли ли идеи Остина на концепции правовых реалистов, учитывая тот факт, что формировались они в условиях англо-американской правовой семьи.

В результате проведенного исследования были достигнуты следующие результаты и сделаны следующие выводы.

В остинском позитивизме есть реалистические элементы, а в правовом реализме можно обнаружить позитивистские аспекты. Остин и реалисты разделяли эмпирическую ориентацию, обусловившую и другие сходства их идей. Хотя они по-разному определяли степень значимости концептуальной ясности и точности, их объединяло понимание важности данного аспекта для юридической теории и практики. Они разработали концепции права, которые схожи в ряде моментов, более того, их подходы к оценке права демонстрируют общую ориентацию на результат правового регулирования.

В то же время интеллектуальная и профессиональная настроенность Остина, философские и теоретические основы его учения, социальные, экономические и политические условия жизни общества, в котором формировались идеи английского ученого, существенно отличались от основ формирования правового реализма США. Эти различия отразились в многочисленных тенденциях реалистического движения, которые не имеют аналогов в юриспруденции Остина. Во-первых, реалисты подошли к определению права более прагматично, чем Остин. Во-вторых, реалисты разработали концепцию закона, в которой особое внимание уделялось решениям должностных лиц.

Правовые реалисты сформулировали многочисленные теории, отличающиеся разнообразием, которые Остин никоим образом не предвосхищал. Причины этих различий варьируются. С одной стороны, Остин и правовые реалисты ставили перед собой одни и те же задачи, приходили к необходимости поиска ответа на одни и те же ключевые вопросы юриспруденции, но давали разные ответы на эти вопросы. Несмотря на то, что Остин был позитивистом, склоняющимся к тому, что право – это те правила, которые исходят от суверена и должны строго соблюдаться и исполняться, он признавал существование правил, исходящих не от человека и не от государства. Однако, если Остин связывал право прежде всего с властью (человека или Бога), а не только с государством, то правовые реалисты делали акцент на связи права с обществом через государство. Понимание единства и различий между идеями Остина и правовых реалистов необходимо не только для объективной оценки правового реализма, но и для понимания значения юридического позитивизма в современной юридической науке.

8-14 234
Аннотация

Актуальность интереса к проблематике системного анализа и методологии системного познания права обусловлена изменением и расширением объема правого массива и увеличением числа сложно организованных объектов, подлежащих анализу как самостоятельных системных объектов и в составе систем. Применение системного подхода к исследованию таких объектов и к анализу права в целом позволяет рассматривать правовые явления в составе систем, что способствует пониманию права как «многофакторной правовой реальности», и исследовать правовую материю во взаимосвязи с другими аналогичными праву явлениями и особенностями его среды (социально-политической, экономической, духовной и культурной) как целостного динамичного явления с учетом влияния на него внешних факторов [22, с. 94].

Как абстрактная форма обозрения права система права служит целостному восприятию права на основе определения его элементов, их функциональных свойств и установления связей между ними [23, с.1-16]. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, используя системный подход, системно-структурный и системно-функциональные методы познания, определить не только структурные элементы системы права, их свойства и функции как самостоятельных правовых явлений, но и их роль и значение в единой системе права и характер связей между ними.

В ходе проведенного исследования были достигнуты следующие результаты и сделаны следующие выводы:

  1. Исследование системы права и ее отдельных элементов через призму системы обеспечивает не только понимание внутренних свойств и связей права с другими структурными элементами системы, но и более глубокое познание сущности правовых явлений в составе системы права в целом и ее системообразующих факторов.
  2. Магистральным направлением современного правового развития российской системы права является специализация правовых норм предмет и метод правового регулирования которых не совпадают, а относятся к различными типам правового регулирования. Такое несоответствие типу правового регулирования отдельных правовых общностей отечественной системы права вызывает теоретико-методологические проблемы при построении системы права и определении правового режима и структурной принадлежности смешанных правовых общностей.
  3. Сложившееся в юридической науке определение правовой природы норм права в пределах строгого отраслевого деления нуждается в переосмыслении и корректировке. В частности в основу систематизации правовых норм, содержание которых отличается сочетанием различных по характеру правового регулирования предмета и метода, должны быть положены не только общепризнанные правовой доктриной критерии классификации, но иные системообразующие факторы и критерии классификации, определяемые спецификой отношений в различных сферах общественной жизни и формами их институционализации.
  4. Правовая природа смешанных правовых образований системы права обусловлена взаимопроникновением частноправовых и публично-правовых начал в систему правового регулирования и определят особенности типа и режима правового регулирования таких структурных элементов системы права.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

15-22 239
Аннотация

В статье приводится комплексная оценка новелл законодательства о внедрении института нотариального удостоверения медиативного соглашения как результата услуги медиации. Авторы приходят к мнению о необходимости внедрения новых правил по удостоверению медиативных соглашений, при этом выявляет проблемы порядка и правил нотариального удостоверения медиативных соглашений как способа осуществления и защиты прав потребителей (сторон спора), правового положения медиатора как лица, отвечающего за проведение услуги медиации и снесения согласованных условий в медиативное соглашение. Устранение выявленных проблем, предложения способов по их преодолению позволят новому институту развиваться и стать эффективным инструментом в обеспечении исполнения медиативных соглашений.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

23-29 205
Аннотация

Исследование посвящено сравнительному анализу полномочий прокурора при приеме, проверке и разрешении сообщения о преступлении по действующему уголовно-процессуальному законодательству России и Вьетнама. Сравнительно-правовые исследования всегда имеют статус актуальных, поскольку позволяют получать новые знания и решать значимые теоретические, законодательные и правоприменительные задачи на высокой степени эффективности. Цель исследования ‒ формирование объективно обоснованного современными достижениями уголовно-процессуальной науки Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам единого методологического подхода к определению процессуального положения прокурора на этапе приема, проверки и разрешения сообщения о преступлении, особенно актуального в условиях построения состязательной модели уголовного судопроизводства [13]. В ходе исследования решались следующие задачи: 1) проанализировать уголовно-процессуальное законодательство России и Вьетнама, регулирующее процессуальное положение прокурора при приеме, проверке и разрешении сообщения о преступлении; 2) выявить общие закономерности его (процессуального положения прокурора) современного развития, определить сходство и различия в правом регулировании процессуальной деятельности прокурора при приеме, проверке и разрешении сообщений о преступлениях; 3) использовать наработанный опыт уголовного судопроизводства для оптимизации в этой части уголовно-процессуального законодательства двух стран.

Методология.В основу исследования заложены общенаучный (диалектический), а также специально-юридические (сравнительно-правовой, формально-логический, системно-функциональный, статистический и другие) методы.

Основные результаты: установлено наличие общих закономерностей в правовом регулировании процессуальной деятельности прокурора при приеме, проверке и разрешении сообщений о преступлениях двух стран; законодатель обоих государств признает особую значимость законного и обоснованного разрешения сообщения о преступлении для последующих этапов производства по уголовному делу; определены существенные отличия в процессуальном положении прокурора, дано авторское видение значимости данных отличий, а также сформулированы выводы о возможности использования зарубежного опыта для регулирования процессуального прокурора в национальном законодательстве [15] каждого государства.

30-38 161
Аннотация

Следственная практика показывает, что малолетние часто становятся свидетелями преступлений, в связи с чем, с одной стороны, возникает необходимость привлечения их к производству следственных действий для получения информации; с другой стороны, возникает угроза их безопасности со стороны лиц, не заинтересованных в установлении действительных обстоятельств, совершенного преступления. Актуальность проведенного исследования обусловлена значимостью этой категории участников для уголовно-процессуальной науки и практического правоприменения и необходимостью оптимизации ряда процессуальных действий, проводимых с их участием.

В статье предложена теоретическая модель участия малолетних свидетелей в следственных действиях при безусловном обеспечении их мерами безопасности, которая предполагает получение  безусловного согласия законного представителя на  привлечение  ребенка к производству в следственных действиях; проведение консультации психолога, подтверждающего  способность  ребенка адекватно его возрасту воспроизвести полученную информацию; участие детского психолога  при производстве следственных действий с ребенком; предупреждение  всех участников следственного действия о недопустимости разглашения информации, полученной в процессе производства следственных действий, а также данных малолетнего свидетеля. Лица, которым известно об участии малолетнего свидетеля в производстве следственных действиях должны быть предупреждены об уголовной ответственности за разглашение указанной информации. Законные представители обязаны сообщать о любой информации, связанной с высказываемым интересом в отношении их ребенка и обладания им значимой информации.

Цель – выявление, обоснование проблемы совершенствования уголовно-процессуального законодательства в части оптимизации участия малолетних свидетелей в следственных действиях при безусловном обеспечении их мерами безопасности.

Задачами исследования стали изучение форм и оснований участия малолетних в уголовном судопроизводстве, выяснение особенностей их поведения в следственных действиях, целесообразности привлечения малолетних для участия в следственных действиях; анализ и обобщение научных точек зрения; исследование уголовно-процессуального законодательства, в части регулирующей гарантии безопасности участия малолетних в уголовном судопроизводстве, формирование собственной позиции по указанным вопросам, изложение авторских предложений.

Методы: диалектический, аналитический, сравнительный, конкретизация, формализация, моделирование, дедукция, обобщение.

Результаты:

1) Участие малолетнего свидетеля в следственных действиях должно быть обусловлено его ролью в совершенном деянии. В случае, если малолетний принимал участие в совершении преступления, либо присутствовал при его совершении в группе, то приглашение считается необходимым, и участие законных представителей малолетнего свидетеля представляется обязательным при проведении с ним следственных действий.

2) В случае, когда малолетний оказался случайным свидетелем преступления, вопрос о его допросе в качестве свидетеля должен решаться только с согласия его законного представителя, поскольку в указанном случае возникает угроза безопасности ребенка, которая имеет большее значение, чем получение сведений даже имеющих доказательственное значение.

3) Предлагается принимать решение об участии малолетнего в следственном действии только после проведения консультации психолога при наличии заключения о психическом состоянии ребенка, подтверждающего возможность его участия в следственных действиях. 

4) При производстве следственных действий с участием малолетних свидетелей должен присутствовать детский психолог, который обеспечивает компенсацию интеллектуального развития ребенка и помогает установить с ним контакт.

5) В целях обеспечения безопасности малолетнего свидетеля все лица, владеющие информацией о его участии, должны быть предупреждены об уголовной ответственности за разглашение информации о малолетних участниках процесса, а также предлагается разъяснять законным представителям обязанность сообщать информацию о лицах, которые высказывают интерес к ребенку, выступающему свидетелем по уголовному делу.

КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

39-45 140
Аннотация

В статье на основе анализа современного состояния противодействия преступности в Российской Федерации анализируются имеющиеся подходы в познании проявлений противоправного поведения освобождаемых и освобожденных осужденных на этапе их ресоциализации в обществе. Констатируется значимость специфичных средств и методов оперативно-розыскной деятельности в решении социально-полезных задач. Исходя из ряда факторов, анализа данных официальной статистики свидетельствующих о сосредоточении в местах лишения свободы далеко не лучшей части осужденных делается вывод о наличии проблемных вопросов, в числе которых задачи предупреждения и профилактики правонарушений и преступлений, совершаемых осужденными, выявления и устранения причин и условий им способствующих. Автором подчеркивается важность проводимых институтами гражданского общества мероприятий в целях предупреждения совершения правонарушений при этом акцентируется внимание на мерах специального характера.

Опираясь на результаты проводимых исследований рассматривается сущность и содержание оперативно-розыскного обеспечения процесса социализации осужденных как самостоятельной организационно-тактической формы, констатируется необходимость взаимодействия заинтересованных ведомств. Делается вывод о том, что деятельность государственных органов, наделенных компетенцией осуществления оперативно-розыскной деятельности должна рассматриваться с позиции системного подхода. Анализируются возможности отличительных характеристик цифровой среды в решении задач предупреждения правонарушений и преступлений в России и за рубежом. Подчеркивается важность информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности, придающего упорядоченность информационным потокам, представляющим оперативный интерес, циркулирующим на уровне одного субъекта либо Российской Федерации в целом.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

46-50 141
Аннотация

В статье рассмотрен понятийный аппарат деятельности по охране здоровья человека как системы общественных отношений, подлежащих административно-правовому регулированию для достижения целей государственной политики.

Целью работы выступает анализ теоретических и нормативных конструкций, отражающих подход к охране здоровья в соответствии с вызовами, обусловленными пандемийной ситуацией в мире и угрозами появления новых заболеваний, влияющих на безопасность общества.

Задачами работы является рассмотрение особенностей законодательства, регулирующего фундаментальные понятия здравоохранительной деятельности, а также теоретических подходов к данной проблематике.

Для работы характерно применение, стандартных методов анализа, эвристики и аксиологии, а также метода сравнительного правоведения для учета новейших достижений зарубежных теоретических школ.

Результатами работы является вывод о контрпродуктивности имеющихся в теориях отраслей публичного права предложений предельно широкой нормативной трактовки термина «здоровье» с включением в него понятия социального благополучия. Реально соответствующим целям, задачам и возможностям государственного управления конкретной отраслью выступает подход (фактически поддержанный российским законодателем), предполагающий, что охрана здоровья направлена на охрану психического и физического здоровья, исключая регулирование социального аспекта.

51-56 146
Аннотация

В представленной статье предпринята попытка рассмотрения понятия, сущности и видов такого малоизученного явления как миграционный поток. Выступая ключевым объектом публичного управления, миграционный поток выступает многоотраслевым явлением, применяемым как социолого-демографической, экономической, так и правовой наукой, и законодательством. При этом сформированное иными гуманитарными науками подход к пониманию категории «миграционный поток» не отвечает потребностям административно-правового регулирования. В этой связи в работе проведен анализ имеющихся не многочисленных подходов к данному понятию, сформулировано его определение, раскрыта сущность, которая заключается в том, что миграционный поток в правовом смысле является миграционно-правовым отношением. Основываясь на приведенном подходе к пониманию миграционного потока, предложена система дифференциации их видов, основанная на объективных социальных связях, возникающих между мигрантов и миграционным органом, потребностях в административно-правовом регулировании, основанных на концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. 

56-61 257
Аннотация

Целью работы выступает изучение явления, претерпевающего эволюционные изменения в теории административного процесса, а именно – субъекта административно-процессуального правоотношения исходя из представлений общей теории права о субъекте правоотношения с учетом особенностей отраслевой направленности норм административно-процессуального и материального административного права. Соответственно, задачами работы является: определение природы обязательного и факультативного субъекта административно-процессуального правоотношения; соотношения между субъектом административно-процессуального правоотношения и административного правоотношения

Цели и задачи работы определили методологию исследования, в основу которой положены общефилософские эвристические методы, а также метод сравнительного анализа, системно-структурный метод.

Принципиальным результатом данной работы выступает мысль о том, что понимание субъекта административно-процессуального правоотношения коррелирует с понятием субъекта административного правоотношения и, соответственно, административная правосубъектность есть условие наличия административно-процессуальной правосубъектности. Однако административно-процессуальная дееспособность как элемент правосубъектности зависит не только от возраста и правоограничивающих факторов, но и от процессуальных актов юрисдикционных органов, которые в установденных законом случаях могут наделить лицо административно-процессуальной дееспособностью в рамках судебного усмотрения.

При этом синтетическое определение субъекта административно-процессуального правоотношения влечет за собой и неоднородность субъектного состава административно-процессуального правоотношения. В связи с этим, логика анализа заявленных явлений предполагает их сравнение с подобными структурными элементами иных видов процессуальных правоотношений и новый взгляд на теорию субъекта процессуальных правоотношения в общетеоретическом смысле.

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС

62-70 764
Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией роста в научной среде интереса к проблемам электронных доказательств как самостоятельных источников получения сведений в рамках судебного разбирательства, вызванной, в свою очередь, перманентно усиливающимися процессами цифровизации посредством развития компьютерных и информационно-коммуникационных технологий.

Электронные документы имеют множество преимуществ по сравнению с бумажными носителями, в частности, в вопросе частоты и скорости обработки информации, а также емкости хранилища данных, что вкупе позволяет говорить о реализации принципа процессуальной экономии в рамках гражданского судопроизводства.

Целью работы является рассмотрение и анализ опыта иностранных правопорядков в области правового регулирования электронных средств доказывания для проработки возможности его применения в современных условиях отечественной правовой среды в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства. Для решения поставленных задач автором выделяются и описываются характерные особенности правового закрепления объекта исследования в ряде юрисдикций континентальной Европы (Европейский Союз, Швейцария, Украина).

По итогам проведенного сравнительно-правового исследования института электронных доказательств делается вывод об отличии их правовой природы от сущности иных средств доказывания, в частности, письменных и вещественных доказательств. В свою очередь, вышеизложенный факт приводит к необходимости проработки перспектив законодательного закрепления электронных доказательств как самостоятельных средств доказывания в контексте национальной правовой системы России. В рамках разработки данного вопроса предлагается:

― закрепить легальную дефиницию понятия «электронные доказательства» путем введения соответствующих статей в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 711) и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 751);

― установить критерии признания соответствующей информации в качестве электронного доказательства;

― в рамках процессуальных кодексов закрепить перечень основных видов электронных доказательств, при этом оставив его открытым для оперативного восприятия в рамках процессуального законодательства;

― проработать возможность обязательного привлечения специалиста в качестве лица, содействующего исследованию электронных доказательств.

КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-5836 (Print)
ISSN 2782-5841 (Online)