Preview

Юридический вестник Кубанского государственного университета

Расширенный поиск

Цифровая трансформация юридического образования: роль визуализации данных и предиктивной аналитики в создании интерактивной образовательной среды

https://doi.org/10.31429/20785836-17-2-20-27

Аннотация

Цель исследования: Исследование направлено на выявление и обоснования роли и механизма интеграции технологий визуализации данных и предиктивной аналитики в процесс цифровой трансформации юридического образования для создания эффективной интерактивной образовательной среды, способствующей формированию цифровых компетенций и углубленному аналитическому мышлению будущих юристов.

Задачи исследования:

  1. Анализ современного состояния и тенденций цифровой трансформации юридического образования: выявить ключевые вызовы, потребности, существующие технологические решения и пробелы в создании интерактивной образовательной среды, особенно в контексте работы с большими объемами правовой информации.
  2. Исследование теоретических основ и практических потенциалов технологий визуализации данных и предиктивной аналитики применительно к задачам юридического образования.
  3. Выявление и анализ педагогических, технических и нормативно-правовых условий (включая барьеры) успешной реализации предложенной модели.

Методы:

В исследовании применялись общенаучные методы, включая анализ и синтез, которые позволили систематизировать современные подходы к цифровизации юридического образования и выявить закономерности внедрения визуализационных технологий. Индукция и дедукция использовались для обобщения практического опыта применения предиктивной аналитики в образовательном процессе и формулирования выводов о ее эффективности. Сравнительно-правовой метод дал возможность сопоставить отечественные и зарубежные модели интеграции цифровых технологий в юридическое образование.

Эмпирические методы исследования включали анкетирование и интервьюирование участников образовательного процесса, что позволило оценить готовность юридического сообщества к цифровой трансформации. Статистические методы обработки данных применялись для анализа результатов педагогического эксперимента по внедрению визуализационных инструментов. Экспертные оценки использовались для валидации разработанной модели цифровой образовательной среды.

Особое значение имели специальные методы: когнитивный анализ визуализированных правовых данных, тестирование алгоритмов машинного обучения для прогнозирования успеваемости, а также эргономическая оценка интерфейсов образовательных платформ. Эти методы в совокупности позволили комплексно исследовать процесс цифровой трансформации юридического образования и разработать научно обоснованные рекомендации по его оптимизации.

Результаты:

Проведенное исследование показало, что цифровая трансформация юридического образования требует комплексного внедрения технологий визуализации данных и предиктивной аналитики как ключевых элементов современной образовательной среды. Анализ подтвердил, что визуализация сложных правовых конструкций значительно повышает когнитивную усвояемость материала, а применение алгоритмов машинного обучения позволяет персонализировать образовательные траектории с точностью прогнозирования успеваемости.

Особое значение имеет выявленная взаимосвязь между использованием интерактивных дашбордов и развитием аналитических навыков будущих юристов. Одновременно исследование выявило существенные барьеры внедрения, включая недостаточную цифровую грамотность преподавательского состава и пробелы в нормативном регулировании обработки образовательных данных. Эффективная интеграция этих технологий способна трансформировать традиционную модель юридического образования, обеспечивая формирование цифровых компетенций, соответствующих требованиям современной правовой сферы.

Выводы автора:

  1. Интеграция технологий визуализации данных и предиктивной аналитики в юридическое образование является необходимым условием его цифровой трансформации, обеспечивающим качественную подготовку современных юристов.
  2. Разработанная модель интерактивной образовательной среды доказала свою эффективность, продемонстрировав значительное повышение уровня усвоения сложных правовых концепций и развитие аналитических навыков у студентов.
  3. Успешная реализация цифровых образовательных технологий требует существенной переподготовки преподавательского состава и разработки соответствующих методических рекомендаций по их применению.
  4. Необходимо создать единые стандарты визуализации правовой информации и этикоправовые рамки использования предиктивных алгоритмов, обеспечивающие баланс между инновационностью и защитой персональных данных участников образовательного процесса.
  5. Дальнейшее развитие исследований в данной области должно быть направлено на создание комплексных решений, сочетающих технологические инновации с фундаментальными принципами юридического образования.

Об авторе

Г. А. Маркосян
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
Россия

Маркосян Георгий Ашотович, кандидат экономических наук, доцент кафедры криминалистики и правовой информатики юридического факультета им. А.А. Хмырова

Ставропольская ул., д. 149, г. Краснодар, Россия, 350040

Тел.: +7 (918) 454-62-52

AuthorID: 797580



Список литературы

1. Абдусаламов Р.А. Правовой режим государственных информационных систем в высшем образовании. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2024;(24(3)):69–73. DOI 10.14529/law240311.

2. Алехина Н.В. Калугина Е.В. Цифровое образовательное пространство в современном вузе. Современные проблемы науки и образования. 2023;(5):67. DOI: 10.17513/spno.32971.

3. Ананьева Е.О. Ивлиев П.В. Цифровизация образования и новейшие технологии в обучении. Евразийский юридический журнал. 2023;(180(5)):192–194.

4. Калинина Е.В. Пути оптимизации качества юридического образования в свете глобальных трендов: от инновационных технологий – к инновационному содержанию образовательных программ. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2023;(71(3)):200–205. DOI: 10.52452/18115942_2023_3_200.

5. Кашкин С.Ю. Искусственный интеллект и формирование новейших направлений развития современного права. Право.by. 2023;(85(5)):25–33.

6. Насырова Э.Ф. Галиева Р.Р. Проблемы повышения цифровой грамотности среди педагогов общеобразовательных организаций. Вестник педагогических наук. 2024;(1):152–157. DOI: 10.62257/2687-16612024-1-152-157.

7. Плаксина Н.В. Овчинникова М.В. Актуальные тренды цифровизации образования в мире. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024;(69(1)):181–188.

8. Суслова Н.В. Цифровая трансформация общего образования – некоторые проблемы и риски текущего этапа реализации. Новые информационные технологии в образовании и науке. 2023;(9):52–58. DOI 10.17853/25876910-2023-09-52-58.

9. Фирсова А.М. Актуальные проблемы высшего юридического образования в «цифровом пространстве». Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023;(61(1)):220–222.

10. Чернышева О.В. Влияние цифровых технологий на сферу образования. Актуальные вопросы образования. 2024;(2):227–231.


Рецензия

Для цитирования:


Маркосян Г.А. Цифровая трансформация юридического образования: роль визуализации данных и предиктивной аналитики в создании интерактивной образовательной среды. Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2025;(2):20-27. https://doi.org/10.31429/20785836-17-2-20-27

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-5836 (Print)
ISSN 2782-5841 (Online)