Антиконкурентные действия на цифровых платформах
https://doi.org/10.31429/20785836-14-3-59-67
Аннотация
Конкуренция – движущий механизм современности. В условиях глобальной цифровизации конкуренция отождествляет появление новых «информационных продуктов» за счет спроса. Спрос в конкурентной среде рождает новые предложения. В современном мире оценка спроса строится на таких показателях, как количество поисковых запросов в системах Google и Яндекс, связанных с цифровыми сервисами, и активность жителей городов в социальных сетях. Появление новых цифровых гигантов отождествляет появление новых законов, регулирующих цифровые права и поведение конкурирующих субъектов на цифровых платформах. Антиконкурентные действия со стороны субъектов цифрового рынка влекут нарушение прав и законных интересов как потребителей, так и самих цифровых хозяйствующих субъектов. В данной статье проведен анализ антиконкурентных действий на цифровых платформах и выявлены пути развития нового законодательства, направленного на защиту конкуренции.
Основополагающей целью настоящего исследования является изучение и анализ антиконкурентных действий на цифровых платформах, выявление путей развития антимонопольного законодательства Российской Федерации, направленного на защиту конкуренции на цифровых платформах в условиях глобального развития цифровой экономики.
Для достижения указанной цели в качестве задач видится необходимым рассмотреть отечественное и зарубежное законодательство о защите конкуренции, положения доктрины, проанализировать судебную практику по выявлению антиконкурентных действий на цифровых платформах в Российской Федерации и ряде зарубежных стран: Германии, Японии, Китая определить понятие и значение цифровой платформы.
Для решения поставленных задач в статье использован ряд методов исследования: логический (описание, доказывание, классификация), системно-структурный анализ, сравнительный, статистический, который помогает отделить необходимое от случайного и выявить закономерность процессов, социологический метод – основан на мнениях и оценках экспертов, формально-юридический.
В результате исследования было выявлено, что в Российской Федерации законодательство о защите конкуренции применительно к цифровой деятельности нуждается в нововведениях.
Нормативные акты, регулирующие защиту конкуренции, необходимо детализировать в части введения терминов «цифровая платформа», «цифровой рынок», а также добавить нормы, регулирующие критерии антиконкурентного поведения хозяйствующих субъектов на цифровых платформах и их виды.
Вывод. Антимонопольное законодательство не ограничивает конкурирующих субъектов в своих действиях, а лишь способствует благоприятному развитию конкурентной сферы.
Об авторах
Л. Н. ТомиловаРоссия
Томилова Людмила Николаевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права
Ставропольская ул., д. 149, г. Краснодар, 350040
Тел.: +7 (861) 268-59-65
А. В. Корниенко
Россия
Корниенко Анна Вячеславовна консультант отдела правового обеспечения
Красная ул., д. 178, г. Краснодар, 350020
Список литературы
1. Асадуллина А.В. Конкуренция между владельцами цифровых платформ в мировой экономике. Российский внешнеэкономический вестник. 2020;(1):51–59.
2. Белицкая А.В. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики: монография. Москва: Юстицинформ, 2019.
3. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики. Право и Бизнес. 2018;(1):12–17.
4. Вайпан В.А. Цифровая экономика и право. В: Современные информационные технологии и право: монография. Москва: Статут; 2019.
5. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития. Научно-технические ведомости СанктПетербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2018;11(6):22–36.
6. Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Плаксин С.М., Синятуллина Л.Х., Стырин Е.М. Государственные цифровые платформы: от концепта к реализации. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019;(4):31–60.
7. Ерофеева Е.В., Котова Д.А., Позднякова А.Э. Многоликие антиконкурентные практики на цифровых рынках. Правоведение. 2019;63(4):598–624.
8. Еферин Я.Ю., Россотто К.М., Хохлов Ю.В. Цифровые платформы в России: конкуренция между национальными и зарубежными многосторонними платформами стимулирует экономический рост и инновации. Информационное общество. 2019;(1–2):16–34.
9. Карцхия А.А. Цифровые технологические (онлайн) платформы: российский и зарубежный опыт регулирования. Гражданское право. 2019;(3):25–28.
10. Полковская М.Н., Федурина Н.И. О развитии цифровых платформ в России. Формализация как основа цифровой экономики: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского; 2018.
11. Попондопуло В.Ф., Петров Д.А., Силина Е.В. Проблемы правовой защиты экономической конкуренции в условиях цифровизации экономики. Конкурентное право. 2019;(3):7–11.
12. Санникова Л.В., Харитонова Ю.С. Цифровые активы: правовой анализ. (Монография). Москва: Принт; 2020.
13. Haucap J. A German Approach to Antitrust for Digital Platforms. Digital Platforms and Concentration. Second Annual Antitrust and Competition Conference Stigler Сenter for the Study of the Economy and the State University of Chicago Booth School of Business, 2018.
14. Kamepalli S.K., Rajan R. Kill zone. New Working Paper Series. 2019;(39). DOI: 10.2139/ssrn.3555915.
15. Keith N. Hylton Digital Platforms and Antitrust Law. Law and Economics Research Paper. Boston Univ. School of Law. 2019;(19–8).
Рецензия
Для цитирования:
Томилова Л.Н., Корниенко А.В. Антиконкурентные действия на цифровых платформах. Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2022;(3):59-67. https://doi.org/10.31429/20785836-14-3-59-67
For citation:
Tomilova L.N., Kornienko A.V. Anticompetitive actions on digital platforms. Legal Bulletin of the Kuban State University. 2022;(3):59-67. (In Russ.) https://doi.org/10.31429/20785836-14-3-59-67