Экстремизм и терроризм в образовательной среде как угроза криминологической безопасности системы образования
https://doi.org/10.31429/20785836-13-4-64-71
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме – анализу экстремистских и террористических проявлений в сфере образования. К сожалению, современная реальность показывает, что сфера образования остается крайне незащищенной от различного рода угроз криминального характера, первостепенное значение среди которых занимают угрозы терроризма и экстремизма. В первую очередь автор обращает внимание на две категории граждан, являющихся основными участниками образовательных отношений: с одной стороны, это педагогические и иные работники сферы образования, а с другой – обучающиеся лица. Судебная практика показывает, что субъектами экстремистских и террористических преступлений могут стать как работники сферы образования, так и обучающиеся. В обоснование данного тезиса автор анализирует и приводит в настоящем исследовании актуальную судебную практику.
Цель: на основе официальных статистических данных и проводимых ранее научных
исследований рассмотреть экстремизм и терроризм в образовательной среде как актуальную угрозу
криминологической безопасности системы образования.
Методы: методологическая основа исследования выражена в общем диалектическом методе научного познания, характеризующийся своей универсальностью. В исследовании использованы также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы, сравнения, анализа, обобщения и описания.
Выводы: проанализировав судебную и ведомственную криминальную статистику, отражающую современное состояние экстремистской и террористической преступности в образовательной среде, автор заключает, что подобные виды преступности, несмотря на предпринимаемые субъектами профилактики меры предупреждения, по-прежнему присутствуют в системе образования. Автор подчеркивает, что борьба с подобными явлениями строится, в первую очередь, на своевременной и эффективной профилактике. На современном этапе развития общества цель государства должна заключаться не в том, чтобы стремиться к привлечению как можно большего количества граждан к уголовной ответственности за терроризм и экстремизм, а в том, чтобы формировать в обществе антиэкстремистские установки, формировать антитеррористическую идеологию, в том числе в образовательной среде.
Об авторе
Е. З. СидороваРоссия
Сидорова Екатерина Закариевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии
Лермонтова ул., д. 110, Иркутск, 664074
Список литературы
1. Аношков В.Е. О профилактике экстремизма в молодежной среде (на примере СКФО). Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. 2018;(11):6–9.
2. Бельков О.А. Сущностные характеристики многонациональности России. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018;(4):139–142.
3. Ветрова Е.В., Никишкин А.В., Газимагомедов М.А. Латентная преступность с точки зрения правоприменительной практики. Государственная служба и кадры. 2021;(2):102–103.
4. Елец Е.А., Петровский А.В. Эффективность профилактического законодательства и проблема страха перед преступностью. Проблемы эффективности права в современной России. Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Краснодар: Кубанский государственный университет; 2016. С. 315–323.
5. Ильяшенко А.Н. Содействие террористической деятельности посредством сети Интернет. Институциональные преобразования АПК России в условиях глобальных вызовов. Материалы IV Международной конференции. Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина; 2019. С. 152.
6. Коняхин В.П., Прохорова М.Л., Улитин И.Н. Профилактика экстремизма в молодежной среде на территории Краснодарского края: организационно- управленческая модель. Общество: политика, экономика, право. 2021;(8):48–52. https://doi.org/10.24158/pep.2021.8.8
7. Мазуров В.А., Стародубцева М.А. Волонтерское движение в системе противодействия экстремизму и идеологии терроризма в образовательных учреждениях. Society and Security Insights. 2019;2(2):76–89.
8. Сидорова Е.З. К вопросу о понятии и сущности теории криминологической безопасности образования. VIII Балтийский юридический форум «Закон и правопорядок в третьем тысячелетии». Материалы международной научно-практической конференции. Калининградский филиал Санкт- Петербургского университета МВД России; 2020. С. 161–162.
9. Сумачев А.В. Профилактика идеологии терроризма в сфере образования (некоторые практические аспекты). Oeconomia et jus. 2021;(2):61–66. 10. Туктамышев Б.С., Баранова М.С. Антитеррористическая защищенность образовательной организации в современных условиях. Научный электронный журнал Меридиан. 2020;(3):3–5.
10. Bilous I., Pavlovych L. Professional readiness of scientific-pedagogical employee to pedagogical activity. Sciences of Europe. 2019;(41):31–33.
11. Petechel O.Y., Kerniakevych-Tanasiichuk Y.V., Vazhynskyi V.M., Krasii M.O. Criminological characteristics of juvenile aggression. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019;10(8):2462–2474.
12. Petrov V.A. Information technologies in education. Information technology. Problems and solutions. 2020;(1):59–63.
13. Sadovnikova M.N., Arzumanov I.A., Lichichan O.P., Startsev E.N. Prevention of juvenile delinquency: the spiritual basis and mediation competence. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019;10(1):348–356.
14. Sidorova E.Z., Tarubarov V.V., Okruzhko V.Y., Vasiliev A.M., Pelevin S.I. Safety issues of the Russian educational system. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2020;11(1):187.
Рецензия
Для цитирования:
Сидорова Е.З. Экстремизм и терроризм в образовательной среде как угроза криминологической безопасности системы образования. Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2021;(4):64-71. https://doi.org/10.31429/20785836-13-4-64-71
For citation:
Sidorova E.Z. Extremism and terrorism in the educational environment as a threat to the criminological security of the education system. Legal Bulletin of the Kuban State University. 2021;(4):64-71. (In Russ.) https://doi.org/10.31429/20785836-13-4-64-71